§ Как работает протокол PS/2
Этот материал будет очень обширным, потому что сегодня я буду делать сразу по 3-м направлениям — эмуляцию для верилятора, сам код верилога и немного по физической реализации на отладочной плате. Начну с теории, о том, как передаются данные от клавиатуры к контроллеру.Схема работы протокола. Есть 2 провода, по которым передаются данные, как от клавиатуры, так и к ней. Передачу данных к клавиатуре я делать пока не буду, а вот от клавиатуры — да.
Большую часть времени оба провода содержат сигнал 1 (притянуты к Vcc). Когда клавиатура начинает передавать данные, она опускает в 0 оба провода, что сигнализирует о начале передачи.
- Первый такт на позитивном фронте принимает старт-бит, который всегда равен 0 и всегда должен быть равен 0, иначе это ошибка
- Второй такт принимает бит 0 и записывает его в результирующий регистр
- Далее, принимаются все оставшиеся биты 1-7
- После приема битов идет бит четности, который нужен для проверки того, что данные пришли успешно. Бит четности равен 0, если количество принятых единиц было нечетно и 1, если четно
- Самый последний такт называется "стоп"-бит, на проводе Data всегда должно быть значение 1
§ Событие нажатия кнопки в эмуляторе
Теперь, давайте добавим обработчик события при нажатии на кнопку. Когда на клавиатуре нажимается кнопка, то по протоколу PS2 отсылается ее сканкод. Я постарался обработать как можно больше клавиш и записал все, что смог найти.// Сканирование нажатой клавиши // https://ru.wikipedia.org/wiki/Скан-код void kbd_scancode(int scancode, int release) { switch (scancode) { // Коды клавиш A-Z case SDL_SCANCODE_A: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1C); break; case SDL_SCANCODE_B: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x32); break; case SDL_SCANCODE_C: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x21); break; case SDL_SCANCODE_D: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x23); break; case SDL_SCANCODE_E: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x24); break; case SDL_SCANCODE_F: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2B); break; case SDL_SCANCODE_G: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x34); break; case SDL_SCANCODE_H: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x33); break; case SDL_SCANCODE_I: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x43); break; case SDL_SCANCODE_J: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3B); break; case SDL_SCANCODE_K: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x42); break; case SDL_SCANCODE_L: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4B); break; case SDL_SCANCODE_M: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3A); break; case SDL_SCANCODE_N: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x31); break; case SDL_SCANCODE_O: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x44); break; case SDL_SCANCODE_P: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4D); break; case SDL_SCANCODE_Q: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x15); break; case SDL_SCANCODE_R: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2D); break; case SDL_SCANCODE_S: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1B); break; case SDL_SCANCODE_T: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2C); break; case SDL_SCANCODE_U: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3C); break; case SDL_SCANCODE_V: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2A); break; case SDL_SCANCODE_W: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1D); break; case SDL_SCANCODE_X: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x22); break; case SDL_SCANCODE_Y: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x35); break; case SDL_SCANCODE_Z: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1A); break; // Цифры case SDL_SCANCODE_0: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x45); break; case SDL_SCANCODE_1: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x16); break; case SDL_SCANCODE_2: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1E); break; case SDL_SCANCODE_3: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x26); break; case SDL_SCANCODE_4: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x25); break; case SDL_SCANCODE_5: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2E); break; case SDL_SCANCODE_6: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x36); break; case SDL_SCANCODE_7: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3D); break; case SDL_SCANCODE_8: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3E); break; case SDL_SCANCODE_9: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x46); break; // Keypad case SDL_SCANCODE_KP_0: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x70); break; case SDL_SCANCODE_KP_1: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x69); break; case SDL_SCANCODE_KP_2: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x72); break; case SDL_SCANCODE_KP_3: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7A); break; case SDL_SCANCODE_KP_4: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x6B); break; case SDL_SCANCODE_KP_5: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x73); break; case SDL_SCANCODE_KP_6: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x74); break; case SDL_SCANCODE_KP_7: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x6C); break; case SDL_SCANCODE_KP_8: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x75); break; case SDL_SCANCODE_KP_9: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7D); break; // Специальные символы case SDL_SCANCODE_GRAVE: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0E); break; case SDL_SCANCODE_MINUS: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4E); break; case SDL_SCANCODE_EQUALS: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x55); break; case SDL_SCANCODE_BACKSLASH: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x5D); break; case SDL_SCANCODE_LEFTBRACKET: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x54); break; case SDL_SCANCODE_RIGHTBRACKET: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x5B); break; case SDL_SCANCODE_SEMICOLON: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4C); break; case SDL_SCANCODE_APOSTROPHE: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x52); break; case SDL_SCANCODE_COMMA: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x41); break; case SDL_SCANCODE_PERIOD: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x49); break; case SDL_SCANCODE_SLASH: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4A); break; case SDL_SCANCODE_BACKSPACE: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x66); break; case SDL_SCANCODE_SPACE: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x29); break; case SDL_SCANCODE_TAB: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0D); break; case SDL_SCANCODE_CAPSLOCK: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x58); break; case SDL_SCANCODE_LSHIFT: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x12); break; case SDL_SCANCODE_LCTRL: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x14); break; case SDL_SCANCODE_LALT: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x11); break; case SDL_SCANCODE_RSHIFT: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x59); break; case SDL_SCANCODE_RETURN: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x5A); break; case SDL_SCANCODE_ESCAPE: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x76); break; case SDL_SCANCODE_NUMLOCKCLEAR: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x77); break; case SDL_SCANCODE_KP_MULTIPLY: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7C); break; case SDL_SCANCODE_KP_MINUS: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7B); break; case SDL_SCANCODE_KP_PLUS: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x79); break; case SDL_SCANCODE_KP_PERIOD: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x71); break; case SDL_SCANCODE_SCROLLLOCK: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7E); break; // F1-F12 Клавиши case SDL_SCANCODE_F1: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x05); break; case SDL_SCANCODE_F2: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x06); break; case SDL_SCANCODE_F3: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x04); break; case SDL_SCANCODE_F4: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0C); break; case SDL_SCANCODE_F5: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x03); break; case SDL_SCANCODE_F6: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0B); break; case SDL_SCANCODE_F7: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x83); break; case SDL_SCANCODE_F8: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0A); break; case SDL_SCANCODE_F9: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x01); break; case SDL_SCANCODE_F10: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x09); break; case SDL_SCANCODE_F11: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x78); break; case SDL_SCANCODE_F12: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x07); break; // Расширенные клавиши case SDL_SCANCODE_LGUI: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1F); break; case SDL_SCANCODE_RGUI: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x27); break; case SDL_SCANCODE_APPLICATION: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2F); break; case SDL_SCANCODE_RCTRL: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x14); break; case SDL_SCANCODE_RALT: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x11); break; case SDL_SCANCODE_KP_DIVIDE: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4A); break; case SDL_SCANCODE_KP_ENTER: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x5A); break; case SDL_SCANCODE_INSERT: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x70); break; case SDL_SCANCODE_HOME: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x6C); break; case SDL_SCANCODE_END: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x69); break; case SDL_SCANCODE_PAGEUP: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7D); break; case SDL_SCANCODE_PAGEDOWN: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7A); break; case SDL_SCANCODE_DELETE: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x71); break; case SDL_SCANCODE_UP: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x75); break; case SDL_SCANCODE_DOWN: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x72); break; case SDL_SCANCODE_LEFT: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x6B); break; case SDL_SCANCODE_RIGHT: kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x74); break; // Клавиша PrnScr case SDL_SCANCODE_PRINTSCREEN: { if (release == 0) { kbd_push(0xE0); kbd_push(0x12); kbd_push(0xE0); kbd_push(0x7C); } else { kbd_push(0xE0); kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7C); kbd_push(0xE0); kbd_push(0xF0); kbd_push(0x12); } break; } // Клавиша Pause case SDL_SCANCODE_PAUSE: { kbd_push(0xE1); kbd_push(0x14); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x77); kbd_push(0x14); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x77); break; } } }Этот метод встраивается в класс App.
Первым аргументом идет int scancode — он приходит из события SDL2. Второй аргумент int release равен либо 0 — что означает, что клавиша нажата, либо 1 — клавиша отпущена.
Когда нажимается клавиша, то, в зависимости от того, какой номер был у этой клавиши, отсылается некоторый код клавиши. Он может не один, есть клавиши, которые отсылают целую последовательность кодов.
К примеру, если нажать пробел, то будет отослан код
0x29
. Если пробел отпустить — то будет отослал код 0xF0, а потом 0x29. В случае нажатия клавиши "Направо", будет отосланы 0xE0, 0x74, а если отпустить, то 0xE0, 0xF0, 0x74. При разработке программного обеспечения, которое это будет обрабатывать, надо это учитывать.Можно заметить, что используется метод kbd_push, который занимается тем, что добавляет новый символ в очередь на отправку:
void kbd_push(int data) { if (kbd_top >= 255) return; kbd[kbd_top] = data; kbd_top++; }В очередь kbd будет добавлен новый код, и увеличена высота очереди. Максимальное количество элементов в очереди 256.
И да, надо объявить новые переменные и буферы в зоне protected класса App:
unsigned char kbd[256]; int kbd_top, kbd_phase, kbd_ticker;
- kbd[256] — очередь
- kbd_top — верх очереди
- kbd_phase и kbd_ticker — необходимы для симуляции протокола ps2
0; kbd_phase = 0; kbd_ticker = 0;kbd_top = Необходимо добавить код, который будет отслеживать новые события, которые приходят от SDL2, код добавляется в метод main():
// Прием событий while (SDL_PollEvent(& evt)) { switch (evt.type) { case SDL_QUIT: return 0; case SDL_KEYDOWN: kbd_scancode(evt.key.keysym.scancode, 0); break; case SDL_KEYUP: kbd_scancode(evt.key.keysym.scancode, 1); break; } }При появлении события SDL_KEYDOWN (нажата клавиша), будет вызван kbd_scancode с параметром 0, который добавил в очередь сканкод, основанный на сканкоде SDL. При отпускании клавиши, будет вызвал kbd_scancode с параметром 1.
Итак, приготовления готовы, при нажатии и отпускании клавиш добавляется в очередь, но теперь нужно выполнить обработку этих данных, симулировать отсылку их по протоколу PS2.
Задача такая. На каждый такт (25 мгц) вызывается метод, который устанавливает ps2_clock и ps2_data в нужные значения, симулируя протокол. Вот и всё.
int ps_clock = 1, ps_data = 1; while (app->main()) { ... app->kbd_pop(ps_clock, ps_data); ... }Первоначально, ps_clock и ps_data должны быть равны 1.
Рассмотрим то, как будет работать метод kbd_pop, который работает на каждом такте (25 Мгц):
void kbd_pop(int& ps_clock, int& ps_data) { // В очереди нет клавиш для нажатия if (kbd_top == 0) return; // 25000000/2000 = 12.5 kHz Очередной полутакт для PS/2 if (++kbd_ticker >= 2000) { ps_clock = kbd_phase & 1; ... kbd_ticker = 0; kbd_phase++; } }Как видно из кода, если в очереди нет больше данных, то есть kbd_top == 0, то ничего не делается. Если данные есть, то спустя 2000 тактов (работает клавиатура не быстро), будет установлен ps_clock = 0 или 1. Сначала ставится 0, потом после kbd_phase++ становится 1, и так далее. Фаза kbd_phase необходима, чтобы точно знать, в какой момент и что выдавать в ps_data. Таймер kbd_ticker сбрасывается в 0, чтобы через 2000 тактов снова сделать полутакт.
switch (kbd_phase) { // Старт-бит [=0] case 0: case 1: ps_data = 0; break; // Бит четности case 18: case 19: ps_data = 1; for (int i = 0; i < 8; i++) ps_data ^= !!(kbd[0] & (1 << i)); break; // Стоп-бит [=1] case 20: case 21: ps_data = 1; break; // Небольшая задержка между нажатиями клавиш case 22: case 23: case 24: case 25: ps_clock = 1; ps_data = 1; break; // Завершение case 26: // Удалить символ из буфера for (int i = 0; i < kbd_top - 1; i++) kbd[i] = kbd[i+1]; kbd_top--; kbd_phase = -1; ps_clock = 1; break; // Отсчет битов от 0 до 7 // 0=2,3 | 1=4,5 | 2=6,7 | 3=8,9 // 4=10,11 | 5=12,13 | 6=14,15 | 7=16,17 default: ps_data = !!(kbd[0] & (1 << ((kbd_phase >> 1) - 1))); break; }Вот здесь представлен код основной части симулятора протокола.
- Для полутактов 0 и 1 на шину ps_data выставляется 0 — старт-бит
- Далее идут пары полутактов от 2 до 17 включительно (8 бит). На шину данных выставляется последовательно биты от 0 до 7 (начиная с 0) из первого символа в буфере kbd, очередь работает в режиме FIFO
- Полутакты 18,19 выставляют бит четности, который равен 1, если количество единиц в отправленном символе было четно, и 0, если нет
- В 20,21 записывается стоп-бит, ps_data=1, это последний такт, после него ps_data=1, ps_clock=1
- В течении 22-26 полутакта это состояние продлевается
- На 26 полутакте из буфера kbd удаляется первый символ и очередь уменьшается на -1. В данном случае ставится kbd_phase=-1, потому что в конце метода идет инкремент kbd_phase, и он снова становится равным 0.
Но этот материал уже в следующей статье.
Скачать код можно здесь.