§ Как работает протокол PS/2

Этот материал будет очень обширным, потому что сегодня я буду делать сразу по 3-м направлениям — эмуляцию для верилятора, сам код верилога и немного по физической реализации на отладочной плате. Начну с теории, о том, как передаются данные от клавиатуры к контроллеру.

Схема работы протокола. Есть 2 провода, по которым передаются данные, как от клавиатуры, так и к ней. Передачу данных к клавиатуре я делать пока не буду, а вот от клавиатуры — да.
Большую часть времени оба провода содержат сигнал 1 (притянуты к Vcc). Когда клавиатура начинает передавать данные, она опускает в 0 оба провода, что сигнализирует о начале передачи.
  • Первый такт на позитивном фронте принимает старт-бит, который всегда равен 0 и всегда должен быть равен 0, иначе это ошибка
  • Второй такт принимает бит 0 и записывает его в результирующий регистр
  • Далее, принимаются все оставшиеся биты 1-7
  • После приема битов идет бит четности, который нужен для проверки того, что данные пришли успешно. Бит четности равен 0, если количество принятых единиц было нечетно и 1, если четно
  • Самый последний такт называется "стоп"-бит, на проводе Data всегда должно быть значение 1
После приема одного байта данных, с клавиатуры ничего не должно отсылаться в течении нескольких миллисекунд.

§ Событие нажатия кнопки в эмуляторе

Теперь, давайте добавим обработчик события при нажатии на кнопку. Когда на клавиатуре нажимается кнопка, то по протоколу PS2 отсылается ее сканкод. Я постарался обработать как можно больше клавиш и записал все, что смог найти.
// Сканирование нажатой клавиши
// https://ru.wikipedia.org/wiki/Скан-код
void kbd_scancode(int scancode, int release) {

    switch (scancode) {

        // Коды клавиш A-Z
        case SDL_SCANCODE_A: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1C); break;
        case SDL_SCANCODE_B: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x32); break;
        case SDL_SCANCODE_C: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x21); break;
        case SDL_SCANCODE_D: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x23); break;
        case SDL_SCANCODE_E: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x24); break;
        case SDL_SCANCODE_F: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2B); break;
        case SDL_SCANCODE_G: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x34); break;
        case SDL_SCANCODE_H: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x33); break;
        case SDL_SCANCODE_I: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x43); break;
        case SDL_SCANCODE_J: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3B); break;
        case SDL_SCANCODE_K: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x42); break;
        case SDL_SCANCODE_L: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4B); break;
        case SDL_SCANCODE_M: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3A); break;
        case SDL_SCANCODE_N: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x31); break;
        case SDL_SCANCODE_O: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x44); break;
        case SDL_SCANCODE_P: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4D); break;
        case SDL_SCANCODE_Q: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x15); break;
        case SDL_SCANCODE_R: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2D); break;
        case SDL_SCANCODE_S: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1B); break;
        case SDL_SCANCODE_T: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2C); break;
        case SDL_SCANCODE_U: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3C); break;
        case SDL_SCANCODE_V: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2A); break;
        case SDL_SCANCODE_W: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1D); break;
        case SDL_SCANCODE_X: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x22); break;
        case SDL_SCANCODE_Y: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x35); break;
        case SDL_SCANCODE_Z: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1A); break;

        // Цифры
        case SDL_SCANCODE_0: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x45); break;
        case SDL_SCANCODE_1: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x16); break;
        case SDL_SCANCODE_2: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1E); break;
        case SDL_SCANCODE_3: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x26); break;
        case SDL_SCANCODE_4: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x25); break;
        case SDL_SCANCODE_5: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2E); break;
        case SDL_SCANCODE_6: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x36); break;
        case SDL_SCANCODE_7: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3D); break;
        case SDL_SCANCODE_8: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x3E); break;
        case SDL_SCANCODE_9: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x46); break;

        // Keypad
        case SDL_SCANCODE_KP_0: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x70); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_1: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x69); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_2: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x72); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_3: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7A); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_4: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x6B); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_5: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x73); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_6: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x74); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_7: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x6C); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_8: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x75); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_9: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7D); break;

        // Специальные символы
        case SDL_SCANCODE_GRAVE:        if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0E); break;
        case SDL_SCANCODE_MINUS:        if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4E); break;
        case SDL_SCANCODE_EQUALS:       if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x55); break;
        case SDL_SCANCODE_BACKSLASH:    if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x5D); break;
        case SDL_SCANCODE_LEFTBRACKET:  if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x54); break;
        case SDL_SCANCODE_RIGHTBRACKET: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x5B); break;
        case SDL_SCANCODE_SEMICOLON:    if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4C); break;
        case SDL_SCANCODE_APOSTROPHE:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x52); break;
        case SDL_SCANCODE_COMMA:        if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x41); break;
        case SDL_SCANCODE_PERIOD:       if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x49); break;
        case SDL_SCANCODE_SLASH:        if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4A); break;
        case SDL_SCANCODE_BACKSPACE:    if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x66); break;
        case SDL_SCANCODE_SPACE:        if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x29); break;
        case SDL_SCANCODE_TAB:          if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0D); break;
        case SDL_SCANCODE_CAPSLOCK:     if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x58); break;
        case SDL_SCANCODE_LSHIFT:       if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x12); break;
        case SDL_SCANCODE_LCTRL:        if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x14); break;
        case SDL_SCANCODE_LALT:         if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x11); break;
        case SDL_SCANCODE_RSHIFT:       if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x59); break;
        case SDL_SCANCODE_RETURN:       if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x5A); break;
        case SDL_SCANCODE_ESCAPE:       if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x76); break;
        case SDL_SCANCODE_NUMLOCKCLEAR: if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x77); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_MULTIPLY:  if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7C); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_MINUS:     if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7B); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_PLUS:      if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x79); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_PERIOD:    if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x71); break;
        case SDL_SCANCODE_SCROLLLOCK:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7E); break;

        // F1-F12 Клавиши
        case SDL_SCANCODE_F1:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x05); break;
        case SDL_SCANCODE_F2:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x06); break;
        case SDL_SCANCODE_F3:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x04); break;
        case SDL_SCANCODE_F4:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0C); break;
        case SDL_SCANCODE_F5:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x03); break;
        case SDL_SCANCODE_F6:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0B); break;
        case SDL_SCANCODE_F7:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x83); break;
        case SDL_SCANCODE_F8:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x0A); break;
        case SDL_SCANCODE_F9:   if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x01); break;
        case SDL_SCANCODE_F10:  if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x09); break;
        case SDL_SCANCODE_F11:  if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x78); break;
        case SDL_SCANCODE_F12:  if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x07); break;

        // Расширенные клавиши
        case SDL_SCANCODE_LGUI:         kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x1F); break;
        case SDL_SCANCODE_RGUI:         kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x27); break;
        case SDL_SCANCODE_APPLICATION:  kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x2F); break;
        case SDL_SCANCODE_RCTRL:        kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x14); break;
        case SDL_SCANCODE_RALT:         kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x11); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_DIVIDE:    kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x4A); break;
        case SDL_SCANCODE_KP_ENTER:     kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x5A); break;

        case SDL_SCANCODE_INSERT:       kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x70); break;
        case SDL_SCANCODE_HOME:         kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x6C); break;
        case SDL_SCANCODE_END:          kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x69); break;
        case SDL_SCANCODE_PAGEUP:       kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7D); break;
        case SDL_SCANCODE_PAGEDOWN:     kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7A); break;
        case SDL_SCANCODE_DELETE:       kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x71); break;

        case SDL_SCANCODE_UP:           kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x75); break;
        case SDL_SCANCODE_DOWN:         kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x72); break;
        case SDL_SCANCODE_LEFT:         kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x6B); break;
        case SDL_SCANCODE_RIGHT:        kbd_push(0xE0); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x74); break;

        // Клавиша PrnScr
        case SDL_SCANCODE_PRINTSCREEN: {

            if (release == 0) {

                kbd_push(0xE0); kbd_push(0x12);
                kbd_push(0xE0); kbd_push(0x7C);

            } else {

                kbd_push(0xE0); kbd_push(0xF0); kbd_push(0x7C);
                kbd_push(0xE0); kbd_push(0xF0); kbd_push(0x12);
            }

            break;
        }

        // Клавиша Pause
        case SDL_SCANCODE_PAUSE: {

            kbd_push(0xE1);
            kbd_push(0x14); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x77);
            kbd_push(0x14); if (release) kbd_push(0xF0); kbd_push(0x77);
            break;
        }
    }
}
Этот метод встраивается в класс App.
Первым аргументом идет int scancode — он приходит из события SDL2. Второй аргумент int release равен либо 0 — что означает, что клавиша нажата, либо 1 — клавиша отпущена.
Когда нажимается клавиша, то, в зависимости от того, какой номер был у этой клавиши, отсылается некоторый код клавиши. Он может не один, есть клавиши, которые отсылают целую последовательность кодов.
К примеру, если нажать пробел, то будет отослан код 0x29. Если пробел отпустить — то будет отослал код 0xF0, а потом 0x29. В случае нажатия клавиши "Направо", будет отосланы 0xE0, 0x74, а если отпустить, то 0xE0, 0xF0, 0x74. При разработке программного обеспечения, которое это будет обрабатывать, надо это учитывать.
Можно заметить, что используется метод kbd_push, который занимается тем, что добавляет новый символ в очередь на отправку:
void kbd_push(int data) {

    if (kbd_top >= 255) return;
    kbd[kbd_top] = data;
    kbd_top++;
}
В очередь kbd будет добавлен новый код, и увеличена высота очереди. Максимальное количество элементов в очереди 256.
И да, надо объявить новые переменные и буферы в зоне protected класса App:
unsigned char kbd[256];
int kbd_top, kbd_phase, kbd_ticker;
  • kbd[256] — очередь
  • kbd_top — верх очереди
  • kbd_phase и kbd_ticker — необходимы для симуляции протокола ps2
В конструкторе класса надо обязательно инициализировать переменные:
kbd_top     = 0;
kbd_phase   = 0;
kbd_ticker  = 0;
Необходимо добавить код, который будет отслеживать новые события, которые приходят от SDL2, код добавляется в метод main():
// Прием событий
while (SDL_PollEvent(& evt)) {

    switch (evt.type) {

        case SDL_QUIT:
            return 0;

        case SDL_KEYDOWN:

            kbd_scancode(evt.key.keysym.scancode, 0);
            break;

        case SDL_KEYUP:

            kbd_scancode(evt.key.keysym.scancode, 1);
            break;
    }
}
При появлении события SDL_KEYDOWN (нажата клавиша), будет вызван kbd_scancode с параметром 0, который добавил в очередь сканкод, основанный на сканкоде SDL. При отпускании клавиши, будет вызвал kbd_scancode с параметром 1.
Итак, приготовления готовы, при нажатии и отпускании клавиш добавляется в очередь, но теперь нужно выполнить обработку этих данных, симулировать отсылку их по протоколу PS2.
Задача такая. На каждый такт (25 мгц) вызывается метод, который устанавливает ps2_clock и ps2_data в нужные значения, симулируя протокол. Вот и всё.
int ps_clock = 1, ps_data = 1;

while (app->main()) {
...
  app->kbd_pop(ps_clock, ps_data);
...
}
Первоначально, ps_clock и ps_data должны быть равны 1.
Рассмотрим то, как будет работать метод kbd_pop, который работает на каждом такте (25 Мгц):
void kbd_pop(int& ps_clock, int& ps_data) {

    // В очереди нет клавиш для нажатия
    if (kbd_top == 0) return;

    // 25000000/2000 = 12.5 kHz Очередной полутакт для PS/2
    if (++kbd_ticker >= 2000) {

        ps_clock = kbd_phase & 1;
        ...
        kbd_ticker = 0;
        kbd_phase++;
    }
}
Как видно из кода, если в очереди нет больше данных, то есть kbd_top == 0, то ничего не делается. Если данные есть, то спустя 2000 тактов (работает клавиатура не быстро), будет установлен ps_clock = 0 или 1. Сначала ставится 0, потом после kbd_phase++ становится 1, и так далее. Фаза kbd_phase необходима, чтобы точно знать, в какой момент и что выдавать в ps_data. Таймер kbd_ticker сбрасывается в 0, чтобы через 2000 тактов снова сделать полутакт.
switch (kbd_phase) {

    // Старт-бит [=0]
    case 0: case 1: ps_data = 0; break;

    // Бит четности
    case 18: case 19:

        ps_data = 1;
        for (int i = 0; i < 8; i++)
            ps_data ^= !!(kbd[0] & (1 << i));

        break;

    // Стоп-бит [=1]
    case 20: case 21: ps_data = 1; break;

    // Небольшая задержка между нажатиями клавиш
    case 22: case 23:
    case 24: case 25:

        ps_clock = 1;
        ps_data  = 1;
        break;

    // Завершение
    case 26:

        // Удалить символ из буфера
        for (int i = 0; i < kbd_top - 1; i++)
            kbd[i] = kbd[i+1];

        kbd_top--;
        kbd_phase = -1;
        ps_clock  = 1;
        break;

    // Отсчет битов от 0 до 7
    // 0=2,3   | 1=4,5   | 2=6,7   | 3=8,9
    // 4=10,11 | 5=12,13 | 6=14,15 | 7=16,17
    default:

        ps_data = !!(kbd[0] & (1 << ((kbd_phase >> 1) - 1)));
        break;
}
Вот здесь представлен код основной части симулятора протокола.
  • Для полутактов 0 и 1 на шину ps_data выставляется 0 — старт-бит
  • Далее идут пары полутактов от 2 до 17 включительно (8 бит). На шину данных выставляется последовательно биты от 0 до 7 (начиная с 0) из первого символа в буфере kbd, очередь работает в режиме FIFO
  • Полутакты 18,19 выставляют бит четности, который равен 1, если количество единиц в отправленном символе было четно, и 0, если нет
  • В 20,21 записывается стоп-бит, ps_data=1, это последний такт, после него ps_data=1, ps_clock=1
  • В течении 22-26 полутакта это состояние продлевается
  • На 26 полутакте из буфера kbd удаляется первый символ и очередь уменьшается на -1. В данном случае ставится kbd_phase=-1, потому что в конце метода идет инкремент kbd_phase, и он снова становится равным 0.
Собственно, на этом вся логика работы данного кода и заканчивается. Симулятор протокола PS/2 готов. Теперь остается сделать обработчик данных на верилоге, встроить в верилятор и начать работу.
Но этот материал уже в следующей статье.
Скачать код можно здесь.